Представлены нечеткие иерархические реляционные когнитивные модели, отображающие
влияние эргономических и психофизиологических факторов на принятие релевантных решений оперативно-
диспетчерским персоналом. Применение данных моделей в информационных технологиях принятия решений по-
зволит вырабатывать оптимальные альтернативы с учетом когнитивных характеристик лица, принимающего
решения, и вследствие этого повысить эффективность функционирования автоматизированных систем.
The article exposes fuzzy hierarchical relational cognitive models, describing influence of ergonomical
and psychological factors on relevance of decision making by human operators and dispatchers. Implementation of
these models in deсision support technologies would allow making optimal alternatives taking into account cognitive
abilities of decision maker and that’s way to improve efficiency of automation systems.
Представлені нечіткі ієрархічні реляційні когнітивні моделі, які відображають вплив ергоно-
мічних і психофізіологічних факторів на прийняття релевантних рішень оперативно-диспетчерським персо-
налом. Застосування даних моделей у системах підтримки прийняття рішень дозволить формувати оптима-
льні альтернативи з урахуванням когнітивних характеристик особи, що приймає рішення і внаслідок цього
підвищити ефективність функціонування автоматизованих систем.