Стаття присвячена теоретичному обґрунтуванню сучасної методичної системи
навчання математики невстигаючих учнів загальноосвітньої школи. Здійснено системний підхід до вивчення психолого-педагогічних детермінант навчального невстигання учнів з математики. Розкрита динаміка внутрішньофункціональних взаємозв’язків структури навчально-пізнавальної сфери невстигаючих з математики учнів та розширені наукові уявлення про цей процес. Упровадження у навчальний процес дидактично та психологічно виваженої методичної системи контролю і корекції навчальних досягнень невстигаючих учнів з математики сприяє підвищенню якісних показників їх залишкових знань та умінь.
Вона дозволяє виявити повноту, глибину і міцність засвоєння знань на різних етапах і ступенях навчання, сприяє корекції, управлінню і частково самоуправлінню процесом навчання невстигаючих учнів математики, збуджує їх до активної розумової діяльності, сприяє виробленню свідомого їх відношення до систематичної навчальної праці. Висвітлено сутність феноменів «невстигання», «відставання» учнів масової школи під час навчання математики. Визначено цільову спрямованість, ресурсний потенціал реального навчально-виховного процесу невстигаючих з математики школярів. Виокремлені протиріччя та
обґрунтовані педагогічні умови контролю результатів навчання таких школярів
загальноосвітньої школи. Зроблена спроба розглянути неуспішність школярів з математики у зв’язку з основними категоріями дидактики – змістом і процесом навчання. В якості елементів невстигання та відставання виокремлені певні недоліки навчально-пізнавальної діяльності учнів при вивченні математики. Процес і зміст освіти, збагачені застосуванням НІТ, забезпечують формування таких ключових компетенцій відстаючого та невстигаючого з математики школяра, як соціальна, комунікативна, інформативна, когнітивна.
Статья посвящена теоретическому обоснованию современной методической
системы обучения математике неуспевающих учеников общеобразовательной школы. Осуществлен системный подход к изучению психолого-педагогических детерминант учебного неуспевания учащихся по математике. Раскрыта динамика внутреннефункциональных взаимосвязей структуры учебно-познавательной сферы неуспевающих по математике учеников и расширены научные представления об этом процессе. Внедрение в учебный процесс дидактически и психологически взвешенной методической системы контроля и коррекции учебных достижений неуспевающих учеников по математике способствует повышению качественных показателей их остаточных
знаний и умений. Она позволяет обнаружить полноту, глубину и прочность усвоения знаний на различных этапах и ступенях обучения, способствует коррекции, управлению и частично самоуправлению процессом обучения неуспевающих учеников математики, возбуждает их к активной умственной деятельности, способствует выработке сознательного их отношения к систематической учебной работе. Освещено сущность феноменов «неуспевание», «отставание» учеников массовой школы при обучении математике. Определено целевую направленность, ресурсный потенциал реального учебно-воспитательного процесса неуспевающих по математике школьников. Выделены противоречия и обоснованы педагогические условия контроля результатов обучения таких
школьников общеобразовательной школы. Сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников по математике в связи с основными категориями дидактики содержанием и процессом обучения. В качестве элементов неуспевания и отставания выделены определенные недостатки учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении математики. Процесс и содержание образования, обогащенные применением НИТ, обеспечивающих формирование таких ключевых компетенций отстающего и неуспевающего по математике школьника, как социальная, коммуникативная, информативная, когнитивная.
The article is devoted to theoretical substantiation of modern methodical system of
Mathematics teaching of poor progressing secondary school pupils. A systematic approach to the study of psycho-pedagogical determinants of poor progress of pupils in math was implemented. The dynamic of interfunctional relationship of structure of educational and informative sphere of poor progressing pupils in mathematics was disclosed and scientific understanding of this process was expanded. The introduction in the educational process of didactic methodical and psychologically
balanced methodical control system and correction of poor progressing students’ in Maths improves quality indicators of their permanent knowledge and skills. It allows you to discover the fullness, depth and durability of learning at different stages and levels of education, it contributes to correction, management and partly self-management learning process of poor progressing students in Mathematics, excites them to an active mental activity promotes the development of a conscious
attitude to their systematic academic work. The essence of “poor progress” phenomena is observed as well as “educational retardation” of school students during teaching mathematics. Target orientation, the resource potential of the real educational process of poor progressing pupils in Mathematics are determined. Contradictions are singled out and pedagogical conditions of results control of learning outcomes of comprehensive school pupils are proved. An attempt to consider the academic failure of schoolchildren in Mathematics in connection with the main categories of
didactics – the content and the learning process was made. Certain shortcomings of teaching and learning activities of students in the study of Mathematics are highlighted as poor progressing elements and gaps. The process and content, enriched with the use of NIT, ensuring the formation of key competencies of lagging behind and underachieving in math student as social, communicative, informative, cognitive.