eONPUIR

Філософія можливого в культурі

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Янушевич, Ірина Анатоліївна
dc.contributor.author Янушевич, Ирина Анатольевна
dc.contributor.author Yanushevych, Iryna
dc.date.accessioned 2017-06-26T09:43:48Z
dc.date.available 2017-06-26T09:43:48Z
dc.date.issued 2017-04
dc.identifier.citation Янушевич, І. А. Філософія можливого в культурі / І. А. Янушевич // Акт. проблеми філософії та соціології. - 2017. - №16. - С. 168-170. uk
dc.identifier.issn 2410-3071
dc.identifier.uri http://dspace.opu.ua/jspui/handle/123456789/3651
dc.description.abstract Існування модальності дозволяє аналізувати форми людської діяльності, форми культури і свідомості з точки зору їх відтворювального змісту. Аналіз тієї або іншої функції культури не зводиться до її ототожнення з модальністю, але повинен виявити структуру модальності, що лежить в її конкретно-історичній формі, виявити провідну модальність. Розмежування трьох модусів буття і трьох модальностей висловлювання належить до прадавніх тем філософії. Ще Арістотель проводив ретельне розрізнення між дійсним, можливим і необхідним – ділення, пізніше розвинене в середньовічній схоластиці і Кантом. Очевидно, вичленення трьох модальностей відповідає якійсь глибинній моделі свідомості. Особливий інтерес цій тріаді надає той факт, що, очевидно, вона ніяк не укладається в діалектичну схему, не розкладається на тезу, антитезис і синтез. Кожна з модальностей визначається по відношенню до іншої, але не може бути зведена до синтезу двох інших модальностей або до їх опосередкування. Сучасна філософія, вичерпавши модальність сущого і належного, які звужували її теоретичну достовірність, відкриває в собі можливість третьої модальності – модальності можливого, яка здатна розширити її практичну застосовність. en
dc.description.abstract Существование модальности позволяет анализировать формы человеческой деятельности, формы культуры и сознания с точки зрения их воспроизводственного содержания. Анализ той или иной функции культуры не сводится к ее отождествлению с модальностью, но должен выявить лежащую в ее конкретно-исторической форме структуру модальности, выявить ведущую модальность. Разграничение трёх модусов бытия и трёх модальностей высказывания принадлежит к древнейшим темам философии. Ещё Аристотель проводил тщательное различение между действительным, возможным и необходимым – деление, позднее развитое в средневековой схоластике и Кантом. Очевидно, вычленение трёх модальностей соответствует какой-то глубинной модели сознания. Особый интерес этой триаде придаёт тот факт, что, по всей видимости, она никак не укладывается в диалектическую схему, не разлагается на тезис, антитезис и синтез. Каждая из модальностей определяется по отношению к другой, но не может быть сведена к синтезу двух других модальностей или к их опосредованию. В настоящее время философия, исчерпав модальность сущего и должного, которые сужали её теоретическую достоверность, открывает в себе возможность третьей модальности – модальности возможного, которая способна расширить её практическую применимость. en
dc.description.abstract Existence of a modality allows to analyze forms of human activity, a form of culture and consciousness from the point of view of their reproduction contents. The analysis of any function of culture doesn’t come down to her identification with a modality, but has to reveal the structure of a modality lying in her concrete historical form, reveal the leading modality. Differentiation of three modes of life and respectively three modal- ities of the statement belongs to the most ancient subjects of philosophy. Still Aristotle carried out careful distinction between real, possible and necessary – the division later developed in medieval scholasticism and by Kant. Obviously, exarticulation of three modalities corresponds to some deep model of consciousness. Particular interest gives to this triad the fact that, most likely, it doesn’t keep within the dialectic scheme in any way, doesn’t decay on the thesis, the antithesis and synthesis. Each of modalities is defined in relation to another, but can’t be reduced to synthesis of two other modalities. It is an essential triplicity, but not modification of a dyad, not a combination of opposite elements, as in the majority of ternary constructions. Now philosophy, having exhausted a modality of real and necessity, which narrowed its theoretical reliability, opens itself a possibility of the third modality – a modality of possibility, which is capable to expand its practical applicability. en
dc.language.iso uk en
dc.publisher Нац. ун-т "Одес. юридич. акад." en
dc.subject модальність можливого en
dc.subject модальність реального та належного en
dc.subject історична динаміка культури en
dc.subject альтернативні можливості en
dc.subject невизначеність en
dc.subject модальность возможного en
dc.subject модальность реального и должного en
dc.subject историческая динамика культуры en
dc.subject альтернативные возможности en
dc.subject неопределенность en
dc.subject modality of possibility en
dc.subject modality of reality and obligation en
dc.subject historical dynamics of culture en
dc.subject alternative opportu- nities en
dc.subject uncertainty en
dc.title Філософія можливого в культурі en
dc.title.alternative Философия возможного в культуре en
dc.title.alternative Philosophy possibіlіty in culture en
dc.type Article en
opu.kafedra Кафедра філософії та методології науки uk
opu.citation.journal Актуальні проблеми філософії та соціології en
opu.citation.firstpage 168 en
opu.citation.lastpage 170 en
opu.citation.issue 16 en
opu.staff.id i.a.yanushevych@opu.ua en
opu.staff.id yan_irina@mail.ru en


Файлы, содержащиеся в элементе

Этот элемент содержится в следующих коллекциях

Показать сокращенную информацию