Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора економічних наук за спеціальністю 08.00.04 – економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності). – Одеський національний політехнічний університет МОН України, м. Одеса, 2015.
У дисертації наведено теоретичне узагальнення і запропоновано нове вирішення науково-практичної проблеми – відсутності системи маркетингових досліджень інновацій для виявлення найбільш перспективних інноваційних розробок машинобудівних підприємств, їх впровадження та просування на ринок. Розроблено концепцію формування системи маркетингових досліджень інновацій машинобудівних підприємств, яка ґрунтується на поєднанні трьох
підсистем: організаційно-управлінської; інформаційно-аналітичної; програмнометодичної. Доведено, що система маркетингових досліджень інновацій має функціонувати на всіх етапах інноваційного циклу на підприємстві. Розроблено науково-методологічні підходи до маркетингових досліджень перспектив
інноваційної діяльності, маркетингових досліджень інноваційного продукту та досліджень маркетингового потенціалу інновацій машинобудівного підприємств. Запропоновано механізми визначення перспективних напрямків розвитку науки та техніки за багатоетапними експертними опитуваннями, які ґрунтуються на спеціальних анкетах та підходах до визначення внутрішньо- та
міжгрупової узгодженості думок експертів. Обґрунтовано науково-методичний підхід до оцінки цінової еластичності попиту на інноваційну продукцію, який враховує різний характер поведінки функції цінової еластичності попиту для різних регресійних моделей залежності попиту від ціни.
Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08.00.04 – экономика и управление предприятиями (по видам экономической деятельности). – Одесский национальный политехнический университет, г. Одесса, 2015.
В диссертации приведено теоретическое обобщение и предложено новое решение научно-прикладной проблемы – отсутствия системы маркетинговых исследований инноваций для выявления наиболее перспективных инновационных разработок машиностроительных предприятий, их внедрения и продвижения на рынок.
Разработана концепция формирования и методология функционирования системы маркетинговых исследований инноваций машиностроительных предприятий, которая состоит из трех подсистем: организационноуправленческой (определяет проблемы, организует исследования, создает экспертные панели, взаимодействует с другими инновационными подразделениями); информационно-аналитической (обеспечивает получение
информации в результате привлечения пакетов маркетинговых исследований перспектив инновационной деятельности, маркетинговых исследований инновационного продукта, исследований маркетингового потенциала инновационной продукции), программно-методическая (методики проведения
исследований, программные продукты обработки информации). Доказано, что система маркетинговых исследований инноваций должна функционировать на всех этапах инновационного цикла машиностроительного предприятия.
Разработаны научно-методологические подходы для маркетинговых
исследований перспектив инновационной деятельности, маркетингового исследования инновационного продукта и исследований маркетингового потенциала инноваций машиностроительного предприятий. Разработаны
подходы к оценке эффективности функционирования системы маркетинговых исследований инноваций, которые базируются на методиках прогнозирования сбыта будущей инновационной продукции и затрат на ее производство.
Предложено процедуру проведения экспертных опросов, которая
позволяет определить приоритеты научно-технического развития и получить паспорта инновационных технологий. Разработанная на основе процедуры методика маркетинговых исследований будущих инноваций содержит алгоритм создания экспертных панелей, принципы формирования анкет для экспертов различных групп, методы определения согласования ответов экспертов из
38 разных групп, подходы к ранжированию паспортов инновационных технологий.
Получили развитие понятия «инновации машиностроительного
предприятия», «инновационный цикл», «маркетинговые исследования инноваций», которые подразумевают научно-техническую направленность инновационной деятельности в машиностроении.
Обоснована необходимость изменений в структуре инновационных
затрат машиностроительных предприятий в статистической отчетности в части расходов на нетехнологические инновации для исключения стандартных маркетинговых затрат из графы инновационные. Разработан научнометодический подход оценки влияния затрат на инновационную деятельность
машиностроительных предприятий на показатели результативности
инновационной деятельности, который учитывает корреляционное влияние с определенным лагом.
Доказано, что спрос на инновационную продукцию машиностроения
может иметь различную ценовую эластичность для различных цен. Научнометодический подход к оценке ценовой эластичности спроса на инновационную продукцию, учитывающий различный характер поведения функции ценовой эластичности спроса для различных регрессионных моделей зависимости спроса от цены, позволяет при известной регрессионной зависимости спроса от цены, которая может быть получена по экспериментальным данным или экспертным оценкам, определить функцию ценовой эластичности спроса, интервалы с высоким риском увеличения/снижения цены, а также оптимальную цену для различных ценовых
стратегий предприятия.
Dissertation thesis for a scientific degree of doctor of economic sciences, specialty 08.00.04 - economics and management (by economic activities). - Odessa national polytechnic university MES of Ukraine, Odessa, 2015.
The dissertation presents a theoretical synthesis and proposes a new solution of scientific problems of building enterprises demand mismatch in scientific production and the proposal of research institutions.
The concept of formation of marketing research of engineering enterprises` innovations is given to create a mechanism for identification, collection, analysis, interpretation and use of information on the formation of innovation development strategy, enhancing the competitiveness of innovative products, reducing the risks of
innovation. It is proved that the system of marketing research of innovations needs to function at all stages of the innovation cycle. The scientific and methodological approaches to marketing research areas of innovation and research of marketing potential of engineering companies` innovations are proposed. The dissertation provides a multilevel system of marketing research of engineering enterprises` innovations, which provides research to determine the most promising subjects of
scientific and technical research. The necessity of changes in the structure of engineering enterprises` innovation expenditures in the statistical reporting of expenditures on innovation non-technological for exclusion of standard marketing costs from innovation accounts is proved in the study. The scientific and methodological approach for assessing the impact of engineering enterprise innovation expenditure indexes the effectiveness of innovation, which takes into
account the correlation effect with some lag. The thesis substantiates scientific and methodical approach to assessing price elasticity of demand for innovative products, taking into account various features of the price elasticity of demand for different regression models of dependence of demand on prices.